За профессиональной стоматологией – будущее

За профессиональной стоматологией – будущееСтоматология – одно из проблемных подразделений дагестанской медицины. И дело совсем не в том, что не хватает стоматологов – наоборот, их, кажется, даже в избытке. Вопрос в другом – каково качество услуг и насколько квалифицированны врачи? О подготовке стоматологов и современных требованиях к стоматологии, а также о государственных и негосударственных вузах рассказал ректор Дагестанского медицинского стоматологического института, доктор медицинских наук, профессор М.Расулов.
 - Как обеспечивается качество практической подготовки специалистов в Дагестанском медицинском стоматологическом институте?

- Вопрос повышения качества обучения, начиная с дошкольного и школьного периодов, а позже – в средних и высших учебных заведениях становится ключевым не только в масштабах Дагестана, но и страны в целом. Предоставление образовательных услуг низкого уровня, характерное для некоторых российских вузов, с одной стороны, дискредитирует отечественное образование, с другой – подтверждает необходимость повсеместного искоренения подобной практики.

Оценивая сложившуюся в Дагестане в последние годы ситуацию, Р.Абдулатипов с первых же дней своего пребывания в должности Главы республики начал последовательно приводить в порядок систему образования на всех уровнях. И результаты не заставили себя ждать. На прошедшей 17 сентября 2014 года в Москве пресс-конференции Глава Дагестана отметил повышение качества проведения ЕГЭ в республике, прекращение практики продажи баллов и «ЕГЭ-туризма», а также объявил о повышении заработной платы учителям средних школ. Безусловно, модернизация региональной системы общего образования положительным образом отразится и на качестве подготовки абитуриентов, а в дальнейшем – студентов ссузов и вузов.

Одна из важнейших задач нашего института - научить студента учиться, сформировать готовность к постоянному самоконтролю. Согласно ФГОС, для обеспечения поставленной задачи определённое количество часов в учебных планах и рабочих программах выделено на самостоятельную работу студентов. В медицинских же вузах не менее важно развивать клиническое мышление и практическую подготовку выпускников, чему в Дагестанском медицинском стоматологическом институте уделяют особое внимание.

Первый набор студентов после получения лицензии состоялся в 2011 году. Институт с первого года обучения взял курс на эффективность и качество подготовки будущих специалистов. Несмотря на то, что небольшой частный вуз существует на собственные средства, полученные в процессе образовательной деятельности, такая крайняя мера, как отчисление студентов по неуспеваемости, считается здесь необходимой практикой.

В процессе преподавания в ДМСИ акцентируют внимание на такие компетенции будущих врачей, как способность проводить первичный опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, а в дальнейшем – умение интерпретировать результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного.

В сферу компетенций выпускника-стоматолога входит умение на высоком профессиональном уровне проводить профилактические мероприятия по преду­преждению развития стоматологических заболеваний.

Деятельность современного медицинского работника сопряжена с рядом профессиональных задач - владение компьютерной техникой на современном уровне, умение работать с медико-технической аппаратурой, быстрое и качественное получение информации из различных источников. Все эти задачи последовательно решаются в процессе занятий в компьютерном интернет-классе, а также в клинике института, оснащённой современным медицинским стоматологическим оборудованием, специальными инструментами и материалами. Здесь же студенты лечат больных на бесплатной основе, что привлекает значительное число пациентов, особенно из малообеспеченных семей. Приём ведётся под чутким руководством преподавателей. В настоящее время осуществляется строительство клинической базы вуза – медицинского центра ДМСИ со стационаром на 100 коек.

Получив диплом о высшем образовании, врач-стоматолог должен быть вооружён не только суммой теоретических знаний и умением работать с учебной и научной литературой, принципиально важна его подготовка к самостоятельной работе у стоматологического кресла. Вот почему при определении рейтинговых показателей качества медицинских образовательных учреждений, равно как и вузов других профилей, целесообразно рассматривать практикоориентированную составляющую учебного процесса – наличие необходимых условий для успешного выполнения практической подготовки студентов.

Ещё один фактор – высокий спрос на образовательную организацию – также может быть рассмотрен в качестве показателя эффективности негосударственной высшей школы. Как правило, прежде чем подавать документы на поступление, абитуриенты и их родители обобщают сведения о нескольких учебных заведениях и, лишь убедившись в надёжности того или иного вуза, принимают решение, куда именно поступать.

По справедливому утверждению экспертов, судьба негосударственных вузов зависит не только от совершенствования законодательной базы и качества образовательной деятельности, но и прежде всего от отношения к ним со стороны государства. Вне зависимости от учредительства все вузы реализуют образовательные программы в рамках ГОС и ФГОС, в большей или меньшей степени проводят обучение на контрактной основе, получают государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности и проходят процедуру государственной аккредитации. При этом негосударственные вузы, не имея каких-либо льгот и финансовой поддержки от государства, привлекают в организацию частные инвестиции, оплачивают налоги и, что важнее, наравне с государственными вузами обеспечивают педагогический персонал работой, дают возможность молодым людям получить достойную специальность.

Печать   E-mail